Программа дополнительного обучения русскому языку иностранных граждан, не прошедших тестирование для приема в общеобразовательную организацию

Принято
на заседании педагогического совета
протокол №5 от 22.05.2025г.

.

Утверждено
Директор МКОУ «СОШ№2» с.п.Малка
Ф.Х.Хуранова
Приказ № 67 от 22.05.2025г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
КАЗЕННОЕ
Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2" СЕЛЬСКОГО
НОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ " ПОСЕЛЕНИЯ МАЛКА ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
DN: C=RU, S=Кабардино-Балкарская Республика,
СРЕДНЯЯ
STREET="ул.Ленина, д.371", L=с.Малка, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ""СРЕДНЯЯ
НАЯ ШКОЛА №2"

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2"" СЕЛЬСКОГО

ПОСЕЛЕНИЯ МАЛКА ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ",
ОГРН=1030700300267, СНИЛС=06459019374, ИНН

ЮЛ=0702006941, ИНН=070203860800,
СЕЛЬСКОГО
E=zolekonom@mail.ru, G=Фатимат Хасановна,
SN=Хуранова, CN="МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ПОСЕЛЕНИЯ МАЛКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2"" СЕЛЬСКОГО
ЗОЛЬСКОГО
ПОСЕЛЕНИЯ МАЛКА ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ"
Основание: Я являюсь автором этого документа
МУНИЦИПАЛЬНОГО Местоположение:
место подписания
Дата: 2025.09.02 12:47:18+03'00'
РАЙОНА
Foxit Reader Версия: 10.1.1
КАБАРДИНО-БАЛКАРС
КОЙ РЕСПУБЛИКИ

Программа
дополнительного обучения русскому языку иностранных граждан, не прошедших
тестирование для приема в образовательную организацию
муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №2» с.п. Малка
Зольского муниципального района КБР

Данная программа предназначена для подготовки детей - мигрантов, не прошедших
тестирование на знание русского языка, к повторной процедуре с целью поступления в
образовательную организацию (уровни начального общего, основного общего и среднего
общего образования).
Раздел 1. Характеристика программы
В основе примерной программы для дополнительного обучения русскому языку для
иностранных граждан, не прошедших тестирование для приема в общеобразовательную
организацию (уровни начального общего, основного общего и среднего общего образования)
лежат следующие документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с
изменениями и дополнениями).
2. Федеральный закон №115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан
в Российской Федерации» (с изменениями от 8 августа 2024 года).
3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 №309 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
4. Закон Кабардино-Балкарской
Республики от
24.04.2014 №23-РЗ
«Об образовании»
5. Приказ Минпросвещения России от 14.03.2025 №170 «Об утверждении Порядка
проведения в государственной или муниципальной общеобразовательной организации
тестирования на знание русского языка, достаточное для освоения образовательных
программ начального общего, основного общего и среднего общего образования,
иностранных граждан и лиц без гражданства».
6. Приказ Рособрнадзора от 05.03.2025 №510 «Об определении минимального количества
баллов, подтверждающего успешное прохождение иностранными гражданами и лицами
без гражданства тестирования на знание русского языка, достаточное для освоения
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования».
7. Письмо Минпросвещения России от 31.03.2025 №03-608 «О направлении методических
рекомендаций» «Методические рекомендации по проведению тестирования на знание
русского языка иностранных граждан и лиц без гражданства».
8. Письмо Минпросвещения России от 15.04.2025 №03-844 «О направлении Инструкции для
родителей» (вместе с «Инструкцией для родителей (законных представителей) детей
иностранных граждан и лиц без гражданства по прохождению тестирования на знание
русского языка»)

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная
постановлением Правительства РФ № 1642 от 26.12.2017.
10. Приказ Минпросвещения России от 2 сентября 2020г. №458 «Об утверждении Порядка
приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования» (с изменениями, внесёнными приказами
Министерства просвещения Российской Федерации от 8 октября 2021г. №707, от 30
августа 2022г. №784, от 23 января 2023г. №47, от 30 августа 2023г. №642 и от
04.03.2025г. №171).
11. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с
изменениями и дополнениями).
12. Приказ Минпросвещения России от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая
2021 г. № 287».
13. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 12.08.2022)
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования».
14. Приказ Минпросвещения России от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
мая 2012 г. №413».
15. Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 №858 (ред. от 21.07.2023) «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников».
16. Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 №115 (ред. от 07.10.2022) «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования».
17. Приказ Минпросвещения России от 06.09.2022 №804 «Об утверждении перечня средств
обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых
при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий
государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»,
направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации
новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию
инфраструктуры общего образования, школьных систем образования, критериев его
формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных
организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места
обучающегося указанными средствами обучения и воспитания».
18. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н (ред. от 05.08.2016)
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель)» (с изменениями и дополнениями).
19. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 №2 (ред. от 30.12.2022) «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
20. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 №40 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.2.3670-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда».
21. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20

9.

«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (с изменениями и дополнениями).
Данная программа разработана для учителей, осуществляющих подготовку детей иностранных
граждан (далее - детей-инофонов), не прошедших тестирование на знание русского языка, к
пересдаче тестирования с целью поступления в образовательную организацию на уровень
начального общего, основного общего и среднего общего образования.
В основу программы положены следующие принципы и положения:
- ведущими факторами образовательной среды, влияющими на процесс социокультурной
адаптации детей, являются: личностная направленность процесса образования, создание
отношений уважения и благоприятного психологического климата в школе;
- современное общество нуждается в нахождении путей диалога с группами, входящими
в его состав, независимо от этнической, конфессиональной или иной культурной
принадлежности, в связи с этим при создании условий успешной адаптации детеймигрантов в школе возникает необходимость нахождения путей сотрудничества со всеми
субъектами образовательного процесса;
- адаптация не носит однонаправленный характер, под адаптацией также понимается
формирование установки на позитивное восприятие и понимание иных культур,
следовательно, обе стороны – и принимающая, и входящая в состав – испытывают на себе
изменения, связанные со сменой окружения.
Освоение содержания программы происходит в течение трех месяцев: - для
поступающих в 1 - 4 классы – в 1 – 4 классы 72 часа (6 занятий в неделю);
- для поступающих в 5, 6 классы – 72 часа (6 занятий в неделю, продолжительностью 40
– 45 минут);
- для поступающих в 7, 8 классы – 96 часов (8 занятий в неделю, продолжительностью 40
– 45 минут);
- для поступающих в 9 - 11 классы – 108 часов (9 занятий в неделю,
продолжительностью 40 – 45 минут)
1.1. Цель реализации программы – подготовка детей-мигрантов, не прошедших
тестирование на знание русского языка, к повторной процедуре с целью поступления в
образовательную организацию на уровень начального общего, основного общего и
среднего общего образования.
Раздел 2. Результаты освоения Программы
Для поступления в 1 – 4 классы Тестирование проводится в устной и письменной
форме, за исключением иностранных граждан, поступающих в 1 класс, для которых
тестирование проводится только в устной форме.
1. Уровень знания русского языка, достаточный для освоения образовательных
программ начального общего образования, для поступающих в 1 класс определяется
умениями:
Слушание
- Воспринимать на слух предложение из 5-6 слов и повторять его.
- Понимать на слух монологическое высказывание объемом 2 предложения,
описывающее ситуацию социально-бытового характера, устно отвечать на вопросы
(не менее 2).
- Понимать прослушанный диалог (не менее 2 реплик) на социально-бытовую тему,
устно отвечать на вопросы (не менее 2) по содержанию диалога.
- Понимать прослушанный художественный текст объемом не более 20 слов, отвечать на
вопросы (не менее 2) по содержанию текста с опорой на рисунки или фотографии.
- Говорение
- Участвовать в диалоге в ситуациях социально-бытового общения, используя
формулы русского речевого этикета.
- Устно составлять предложение из услышанных слов (3-4 слова).
- Устно составлять текст объемом не менее 3 простых предложений с опорой на

серию сюжетных рисунков или фотографий.
- Устно пересказывать основное содержание прослушанного текста объемом не более 20
слов с опорой на предложенные рисунки или фотографии.
- Лексика. Грамматика
- Называть частотные слова, входящие в разные тематические группы (например, семья,
посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты, домашние животные, дикие животные, времена
года, части тела, цвета), с опорой на рисунки или фотографии.
- Подбирать к предложенным словам слова с противоположным значением с опорой на
рисунки или фотографии.
- Называть признаки предмета (не менее двух) по модели «имя существительное + имя
прилагательное».
2. Уровень знания русского языка, достаточный для освоения образовательных программ
начального общего образования, для поступающих в 2 класс определяется умениями:
- Слушание
- Понимать прослушанный диалог объемом не менее 3 реплик на социальнобытовую
тему, устно отвечать на вопросы (не менее 2) по содержанию диалога.
- Понимать на слух монологическое высказывание объемом 2-3 предложения,
описывающее ситуацию социально-бытового характера, устно отвечать на вопросы
(не менее 2).
- Понимать прослушанный художественный текст объемом не более 20-25 слов, устно
отвечать на вопросы (не менее 2) по содержанию текста.
- Говорение
- Понимать значение русского языка как государственного языка Российской
Федерации.
- Участвовать в диалоге объемом не менее 2 реплик в ситуациях учебного и социальнобытового общения, используя формулы русского речевого этикета.
- Устно составлять текст из 3-5 простых предложений с опорой на сюжетные
рисунки.
- Устно составлять предложение из набора форм слов.
- Устно пересказывать прослушанный текст (объем исходного текста 20-25 слов) с
соблюдением последовательности событий с опорой на предложенные ключевые слова,
рисунки.
- Чтение
- Читать вслух текст объемом не более 20-25 слов с соблюдением интонации в
соответствии со знаками препинания в конце предложения.
- Понимать основное содержание прочитанного текста, отвечать на вопросы (не
менее 2) по содержанию текста.
- Определять последовательность событий в прочитанном тексте.
- Письмо
- Правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты
объемом не более 20 слов.
- Фонетика. Графика. Лексика. Грамматика
- Различать гласные и согласные звуки. Различать ударные и безударные гласные звуки.
- Определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые случаи: слова
без стечения согласных); определять в слове ударный слог.
- Использовать знание последовательности букв русского алфавита для упорядочения
списка слов.
- Называть слова, входящие в тематические группы (например, школьные
принадлежности, транспорт, профессии, продукты).
- Выделять слова из предложений.
3. Уровень знания русского языка, достаточный для освоения образовательных программ
начального общего образования, для поступающих в 3 класс определяется умениями:
- Слушание

- Понимать на слух монологическое высказывание объемом 3-4 предложения,

описывающее ситуацию социально-бытового характера.
- Понимать прослушанный художественный текст объемом не более 40-45 слов, отвечать
на вопросы (не менее 3) по содержанию текста.
- Говорение
- Понимать значение русского языка как государственного языка Российской
Федерации.
- Участвовать в диалоге объемом не менее 3 реплик в ситуациях учебного и социальнобытового общения, используя формулы русского речевого этикета.
- Строить устное монологическое высказывание (2-3 предложения) на тему,
связанную с ситуациями социально-бытового общения.
- Устно пересказывать прослушанный текст (объем исходного текста 40-45 слов) с
соблюдением последовательности событий.
- Чтение
- Читать вслух текст объемом не более 40-45 слов с соблюдением интонации в
соответствии со знаками препинания в конце предложения.
Понимать содержание прочитанного текста, отвечать на вопросы (не менее 3) по
содержанию текста.
- Определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему.
- Письмо
- Письменно составлять текст из предложений, частей текста.
Правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты
(объем не более 40 слов), применяя правила правописания: раздельное написание слов в
предложении; знаки препинания в конце предложения; прописная буква в начале
предложения, в именах и фамилиях людей, кличках животных.
- Лексика. Грамматика
- Выявлять в тексте многозначные слова, синонимы и антонимы (простые случаи,
без называния терминов).
Находить в ряду слов однокоренные слова.
- Распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»; «какой?», «какая?»,
«какое?», «какие?»; «что делать?», «что сделать?».
4. Уровень знания русского языка, достаточный для освоения образовательных программ
начального общего образования, для поступающих в 4 класс определяется умениями:
- Слушание
- Понимать прослушанный художественный или научно-популярный текст объемом не
более 60-65 слов, отвечать на вопросы (не менее 3) по содержанию прослушанного текста.
- Говорение
- Понимать значение русского языка как государственного языка Российской
Федерации.
- Участвовать в диалоге объемом не менее 3 реплик в ситуациях учебного и социальнобытового общения с использованием норм русского речевого этикета.
- Строить устное монологическое высказывание (3-5 предложений) на тему,
связанную с ситуациями социально-бытового общения.
Устно подробно пересказывать прочитанный или прослушанный текст (объем исходного
текста 60-65 слов).
- Чтение
- Читать вслух текст объемом не более 60-65 слов с соблюдением интонации в
соответствии со знаками препинания в конце предложения.
- Понимать тексты разных типов (описание, повествование), находить в тексте
заданную информацию.
- Определять тему текста и основную мысль текста.
Составлять план текста.
- Письмо

- Писать подробное изложение по заданному плану, содержащему 3-4 пункта (объем
исходного текста 60-65 слов).
Правильно списывать слова, предложения, тексты объемом не более 60 слов, применяя
правила правописания: проверяемые безударные гласные в корне слова; раздельное
написание предлогов с именами существительными; прописная буква в географических
названиях (случаи, когда перед именем собственным стоят слова страна, город, река);
раздельное написание не с глаголами.
- Лексика. Грамматика
- Подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи.
- Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Выделять в словах
корень и окончание (простые случаи).
- Определять род, число, падеж имен существительных; склонять имена
существительные.
- Изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе) в
соответствии с падежом, числом и родом имен существительных.
- Изменять глаголы по временам (простые случаи), в прошедшем времени и по родам.
Распознавать личные местоимения (в начальной форме).
- Находить главные члены предложения.
Для поступления в 5 класс
Устная монологическая и диалогическая речь
• Дети умеют участвовать в диалоге.
• Дети владеют умением создания монологического высказывания с опорой на
предъявляемые вопросы.
• Дети проявляют умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Письменная
речь
• Дети демонстрируют понимание прослушанного текста.
• Дети владеют лексикой и грамматикой на доступном возрасту уровне.
• Дети проявляют умение
правильно списывать текст, вставляя
пропущенные буквы
Для поступления в 6 класс
Устная монологическая и диалогическая речь
• Дети активно участвуют в диалоге.
• Дети умеют самостоятельно создавать монологическое высказывание. Дети умеют
читать вслух.
• Дети умеют отвечать на вопросы по прочитанному.
• Дети демонстрируют умение в пересказе текста с опорой на план.
Письменная речь
• Дети воспринимают на слух и понимают содержание прослушанного текста.
• Дети владеют лексикой и грамматикой русского языка.
• Дети умеют правильно списывать текст, вставляя пропущенные буквы.
• Дети проявляют умение строить письменное высказывание, отвечая на вопросы.
Для поступления в 7 класс
Устная монологическая и диалогическая речь
• Дети активно участвуют в диалоге.
• Дети умеют самостоятельно создавать монологическое высказывание.
• Дети умеют читать вслух.
• Дети умеют отвечать на вопросы по прочитанному.
• Дети демонстрируют умение в пересказе текста с опорой на план. Письменная речь
• Дети воспринимают на слух и понимают содержание прослушанного текста.
• Дети владеют лексикой и грамматикой русского языка.
• Дети проявляют умение создавать письменное развёрнутое высказывание
(сочинение) на заданную тему.

Для поступления в 8 класс
Устная монологическая и диалогическая речь
• Дети активно участвуют в диалоге.
• Дети умеют самостоятельно создавать монологическое высказывание. Дети умеют
читать вслух.
• Дети умеют отвечать на вопросы по прочитанному.
• Дети демонстрируют умение в пересказе текста с опорой на план. Письменная
речь
• Дети воспринимают на слух и понимают содержание прослушанного текста.
• Дети владеют лексикой и грамматикой русского языка.
• Дети проявляют умение создавать письменное развёрнутое высказывание
(сочинение) на заданную тему.
Для поступления в 9 класс
Устная монологическая и диалогическая речь
• Дети активно участвуют в диалоге.
• Дети умеют самостоятельно создавать монологическое высказывание.
• Дети умеют читать вслух.
• Дети умеют отвечать на вопросы по прочитанному.
• Дети демонстрируют умение в пересказе текста с опорой на план.
Письменная речь
• Дети воспринимают на слух и понимают содержание прослушанного текста.
• Дети владеют лексикой и грамматикой русского языка.
• Дети проявляют умение создавать письменное развёрнутое высказывание
(сочинение) на заданную тему.
Для поступления в 10 класс
Устная монологическая и диалогическая речь
•
Дети активно участвуют в диалоге.
•
Дети умеют самостоятельно создавать монологическое высказывание.
•
Дети умеют читать вслух.
•
Дети умеют отвечать на вопросы по прочитанному и анализировать информацию.
Письменная речь
•
Дети воспринимают на слух и понимают содержание прослушанного текста.
•
Дети демонстрируют умение сжато излагать прослушанный текст.
•
Дети владеют лексикой и грамматикой русского языка.
Для поступления в 11 класс
Устная монологическая и диалогическая речь
•
Дети активно участвуют в диалоге.
•
Дети умеют самостоятельно создавать монологическое высказывание.
•
Дети умеют читать вслух.
•
Дети умеют отвечать на вопросы по прочитанному.
•
Дети демонстрируют умение в пересказе текста с опорой на план.
Письменная речь
•
Дети воспринимают на слух и понимают содержание прослушанного текста.
•
Дети владеют лексикой и грамматикой русского языка.
•
Дети проявляют умение создавать письменное развёрнутое высказывание
(сочинение) на заданную тему.

Раздел 3. Содержание программы
В процессе подготовки к тестированию дети-мигранты должны овладеть следующими
видами речевой деятельности: говорение, слушание, чтение, письмо в следующем объеме:
5 класс:
Понимать прослушанный художественный или научно-популярный текст объемом не
более 75-80 слов, отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста (не менее 3).
Участвовать в диалоге объемом не менее 3 реплик в ситуациях учебного общения и на
основе жизненных наблюдений, соблюдать при письме и говорении правила русского
речевого этикета.
Строить устное монологическое высказывание (4-6 предложений) в учебной или
социально-бытовой ситуации общения.
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст (объем исходного текста не
более 75-80 слов).
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с
целью, темой и коммуникативным замыслом.
Читать вслух текст объемом не более 75-80 слов с соблюдением интонации в
соответствии с пунктуационным оформлением текста.
Определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст с использованием темы
или основной мысли.
Создавать небольшие письменные тексты (3-5 предложений) в определенной ситуации
общения по опорным вопросам.
Подробно передавать в письменной форме содержание текста (объем исходного текста
не более 75-80 слов).
Правильно списывать тексты объемом не более 75 слов. Применять
правила правописания: безударные падежные окончания имен существительных (кроме
существительных на «-мя», «-ий», «-ие», «ия», на «-ья», «-ье» во множественном числе,
собственных имен существительных на «-ов», «-ин», «- ий»);
безударные падежные окончания имен прилагательных; безударные личные окончания
глаголов.
Использовать знаки препинания в предложениях с однородными членами, связанными
союзами «и», «а», «но», и без союзов.
Подбирать к предложенным словам синонимы, антонимы.
Употреблять знаменательные части речи в соответствии с их морфологическими
признаками (время, род, число, падеж).
Составлять простые распространенные и сложные предложения, состоящие из двух
простых (сложносочиненные с союзами «и», «а», «но» и бессоюзные сложные
предложения без называния терминов).
6 класс:
Понимать содержание прослушанных научно-учебных и художественных текстов
различных функционально-смысловых типов речи объемом не более 90 слов: устно
формулировать тему и главную мысль текста; отвечать на вопросы по содержанию текста
(не менее 4).
Участвовать в диалоге объемом не менее 3 реплик в ситуациях учебного общения и на
основе жизненных наблюдений, соблюдать правила русского речевого этикета.
Создавать устные монологические высказывания объемом не менее 5 предложений на
основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научнопопулярной литературы.
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не более 90 слов.
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с
целью, темой и коммуникативным замыслом.
Понимать
содержание
прочитанных
научно-учебных, научно- популярного и
художественных текстов различных функционально- смысловых типов речи объемом не
более 90 слов: устно формулировать тему и главную мысль текста; отвечать на вопросы
по содержанию текста (не менее 4); составлять план.
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять
количество микротем и абзацев.
Определять принадлежность текста к функционально-смысловому типу речи.

Передавать в письменной форме содержание исходного текста (объем исходного текста
должен составлять не более 90 слов).
Создавать тексты-повествования с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с
опорой на сюжетную картину объемом не менее 70 слов.
Соблюдать при письме нормы современного русского литературного языка, в том числе
во время списывания текста объемом 90-95 слов; соблюдать при письме правила речевого
этикета.
Применять правила правописания неизменяемых приставок и приставок на -з (-с);
корней с безударными проверяемыми гласными.
Соблюдать при письме правила правописания: безударных окончаний имен
существительных; имен прилагательных; личных окончаний глаголов, правописания
собственных имен существительных; слитного и раздельного написания не с глаголами.
Употреблять однозначные и многозначные слова, синонимы и антонимы в речи.
Соблюдать при письме и говорении нормы словоизменения, произношения имен
существительных, постановки в них ударения, употребления несклоняемых имен
существительных (на ограниченном объеме слов).
Соблюдать при письме и говорении нормы словоизменения, произношения имен
прилагательных, постановки в них ударения (на ограниченном объеме слов).
Соблюдать при письме и говорении нормы словоизменения глаголов, постановки
ударения в глагольных формах (на ограниченном объеме слов).
7 класс:
Понимать содержание прослушанных научно-учебных и художественных текстов
различных функционально-смысловых типов речи объемом не более 100 слов: устно
формулировать тему и главную мысль текста, отвечать на вопросы по содержанию текста.
Участвовать в диалоге объемом не менее 4 реплик (побуждение к действию, обмен
мнениями), соблюдать правила русского речевого этикета.
Создавать устные монологические высказывания объемом не менее 6 предложений на
основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, научно- популярной и
художественной литературы (монолог-описание, монолог- повествование, монолограссуждение).
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не более 100 слов.
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с
целью, темой и коммуникативным замыслом.
Понимать содержание прочитанных
научно-учебных,
научно- популярных и
художественных текстов различных функционально- смысловых типов речи объемом не
более 100 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста, отвечать
на вопросы по содержанию текста (не менее 4); составлять план.
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять
количество микротем и абзацев.
Определять принадлежность текста к определенному функционально- смысловому типу
речи; находить в тексте описание внешности человека, помещения, природы, местности,
действий.
Представлять содержание прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы.
Передавать в письменной форме подробно и сжато содержание прочитанных научноучебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи
(объем исходного текста должен составлять не более 110 слов).
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование,
описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий) с опорой на
жизненный и читательский опыт; произведение искусства объемом не менее 90 слов.
Соблюдать при письме нормы современного русского литературного языка, в том числе
во время списывания текста объемом 100-110 слов; соблюдать при письме правила
русского речевого этикета.
Применять правила правописания неизменяемых приставок и приставок на -з (-с),
гласных в приставках пре- и при-; корней с безударными проверяемыми гласными.
Соблюдать правила правописания: безударных окончаний имен существительных; имен
прилагательных; личных окончаний глаголов, правописания собственных имен

существительных; слитного и раздельного написания не с глаголами; ь в формах глагола
повелительного наклонения.
Соблюдать при письме правила слитного, раздельного правописания имен
числительных; окончаний имен числительных.
Соблюдать при письме правила правописания местоимений с не и ни, слитного,
раздельного и дефисного написания местоимений.
Употреблять слова в соответствии с их значением и речевой ситуацией.
Соблюдать нормы словоизменения, нормы произношения имен существительных,
постановки ударения в именах существительных.
Соблюдать нормы словообразования, нормы произношения имен прилагательных,
постановки ударения в именах прилагательных. Уметь склонять числительные.
Употреблять местоимения в соответствии с их морфологическими признаками и
требованиями русского речевого этикета.
Употреблять глаголы в изъявительном, условном и повелительном наклонении.
8 класс:
Понимать содержание прослушанных публицистических текстов (рассуждениедоказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение- размышление) объемом не более
120 слов: устно формулировать тему и главную мысль текста; отвечать на вопросы по
содержанию текста.
Участвовать в диалоге объемом не менее 5 реплик на основе жизненных наблюдений,
соблюдать правила русского речевого этикета.
Владеть различными видами диалога: диалог-запрос информации, диалог- сообщение
информации.
Создавать устные монологические высказывания объемом не менее 7 предложений на
основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно- учебной, художественной и
научно-популярной литературы.
Устно пересказывать прослушанный или прочитанный текст объемом не более 120 слов.
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с
целью, темой и коммуникативным замыслом.
Понимать
содержание
прочитанных
научно-популярных,
публицистических текстов (рассуждение-доказательство, рассуждение- объяснение,
рассуждение- размышление) объемом не более 120 слов: устно формулировать тему и
главную мысль текста; отвечать на вопросы по содержанию текста; составлять план.
Выделять главную и второстепенную информацию в тексте.
Представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы. Проводить
смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество
микротем и абзацев.
Распознавать тексты разных функциональных разновидностей языка (разговорная речь,
функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык
художественной литературы).
В письменной форме подробно, сжато и выборочно передавать содержание текста
(объем исходного текста должен составлять не более 120 слов); письменно
формулировать тему и главную мысль текста; отвечать на вопросы по содержанию
текста.
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой на
жизненный и читательский опыт; на произведения искусства (объемом не менее 90
слов).
Соблюдать при письме нормы современного русского литературного языка, в том
числе во время списывания текста объемом 110-120 слов; соблюдать при письме
правила речевого этикета.
Применять правила правописания падежных окончаний и суффиксов причастий;
написания не с причастиями.
Применять правила слитного и раздельного написания не с деепричастиями.
Применять правила слитного, раздельного и дефисного написания наречий; написания
суффиксов -а и -о наречий с приставками из-, до-, c-, в-, на-,
за-; написания е и и в приставках не- и ни- наречий.

Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом, с
одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.
Соблюдать при письме правила постановки знаков препинания в сложных союзных
предложениях, постановки знаков препинания в предложениях с союзом и.
Употреблять слова в соответствии с их значением и речевой ситуацией.
Употреблять причастия, деепричастия, наречия; союзы, предлоги, частицы в речи.
Склонять причастия.
Правильно строить предложения с одиночными причастиями и причастными
оборотами.
Правильно строить предложения с одиночнымидеепричастиями
и
деепричастными оборотами.
Соблюдать нормы образования степеней сравнения наречий, произношения наречий,
постановки в них ударения.
Употреблять предлоги в речи в соответствии с их значением.
Соблюдать нормы употребления имен существительных и местоимений с
предлогами, предлогов из — с, в — на в составе словосочетаний.
Употреблять союзы в речи в соответствии с их значением. Употреблять частицы в
речи в соответствии с их значением.
9 класс:
Понимать содержание прослушанных научно-учебных, научно- популярных,
художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых
типов речи объемом не более 130 слов.
Участвовать в диалоге объемом не менее 6 реплик на основе жизненных
наблюдений, соблюдать правила русского речевого этикета.
Создавать устные монологические высказывания объемом не менее 8
предложений на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения
научно-учебной, художественной, научно-популярной и публицистической
литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование).
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не более 130
слов.
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с
целью, темой и коммуникативным замыслом.
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять
количество микротем и абзацев.
Распознавать тексты разных функциональных разновидностей языка (разговорная
речь, функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой),
язык художественной литературы).
Находить в тексте типовые фрагменты — описание, повествование, рассуждениедоказательство, оценочные высказывания.
Представлять содержание прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы,
схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста.
Передавать в письменной форме подробно, сжато и выборочно содержание
прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических
текстов различных функционально-смысловых типов речи (объем исходного текста
должен составлять не более 130 слов; для сжатого и выборочного изложения — не
более 250 слов).
Составлять тезисы на основе прочитанного текста Создавать тексты различных
функционально-смысловых типов речи с опорой на жизненный и читательский опыт;
тексты с опорой на произведения искусства объемом не менее 90 слов.
Создавать тексты официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка,
автобиография, характеристика, оформлять деловые бумаги).
Соблюдать при письме нормы современного русского литературного языка, в том
числе во время списывания текста объемом 120-130 слов; соблюдать при письме
правила русского речевого этикета.
Употреблять слова в соответствии с их значением и речевой ситуацией.
Применять нормы построения словосочетаний.

Распознавать и использовать в речи предложения по цели высказывания,
эмоциональной окраске; простые и сложные предложения; различать способы
выражения подлежащего и сказуемого, виды сказуемого. Применять нормы
построения простого предложения, нормы согласования сказуемого с подлежащим.
Составлять распространенные и нераспространенные предложения.
Распознавать и использовать в речи односоставные предложения.
Распознавать и использовать в речи простые неосложненные предложения;
предложения, осложненные однородными членами, обособленными членами,
обращением, вводными словами, вставными конструкциями, междометиями.
Применять нормы построения простых осложненных предложений.
Распознавать и использовать в речи сложные предложения, конструкции
с чужой речью.
Применять правила постановки знаков препинания в сложносочиненных,
сложноподчиненных, бессоюзных сложных предложениях; в сложных предложениях
с разными видами связи, в предложениях с прямой и косвенной речью, при
цитировании. 10 класс:
Использовать различные виды аудирования: выборочное, ознакомительное —
научно-учебных,
художественных,
публицистических
текстов
различных
функционально-смысловых типов речи (объем прослушанного текста 200- 250 слов).
Участвовать в диалогическом общении объемом не менее 6 реплик (побуждение к
действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации) на
бытовые, научно-учебные темы, соблюдать правила русского речевого этикета.
Создавать устные монологические высказывания объемом не менее
80 слов на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно- учебной,
художественной и научно-популярной литературы.
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не более 150
слов.
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии
с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным,
изучающим, поисковым (объем текста для чтения — 200-250 слов). Выделять
главную и второстепенную информацию в тексте; извлекать информацию из
различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной
литературы, и использовать ее в учебной деятельности.
Анализировать текст: определять и комментировать тему и главную мысль текста;
подбирать заголовок, отражающий тему или главную мысль текста.
Распознавать тексты разных функционально-смысловых типов речи и
функциональных разновидностей языка.
Находить в тексте типовые фрагменты — описание, повествование, рассуждениедоказательство, оценочные высказывания.
Представлять содержание прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы,
схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста.
Передавать в письменной форме подробно и сжато содержание текстов различных
функционально-смысловых типов речи (объем исходного текста должен составлять
не более 130 слов; для сжатого и выборочного изложения — не более 250 слов).
Составлять тезисы на основе прочитанного текста, писать рецензию.
Создавать тексты с опорой на жизненный и читательский опыт, на
произведения искусства объемом не менее 100 слов.
Соблюдать при письме нормы современного русского литературного языка, в том
числе во время списывания текста объемом не более 150 слов.
Применять правила постановки знаков препинания в сложносочиненных,
сложноподчиненных, бессоюзных сложных предложениях; в сложных предложениях
с разными видами связи, в предложениях с прямой и косвенной речью, при
цитировании. 11 класс:

Использовать различные виды аудирования в соответствии с коммуникативной
задачей, приемы информационно-смысловой переработки прослушанных текстов
(объем прослушанного текста — 200-250 слов).
Различать литературный язык и просторечие, знать признаки литературного языка и
его роль в обществе; использовать эти знания в речевой практике.
Создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов
и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией,
соблюдать правила русского речевого этикета (объем устных монологических
высказываний не менее 100 слов; объем диалогического высказывания — не менее 78 реплик).
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии
с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Использовать различные виды чтения в соответствии с коммуникативной задачей,
приемы информационно-смысловой переработки прочитанных текстов (объем текста
для чтения — 200-250 слов).
Понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную,
явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно.
Выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте.
Применять знания о тексте, его основных признаках, структуре и видах
представленной в нем информации в речевой практике.
Создавать вторичные тексты (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация, отзыв,
рецензия и другие).
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров
научного, публицистического, официально-делового стилей (объем сочинения — не
менее 100 слов).
Соблюдать при письме нормы современного русского литературного языка,
соблюдать при письме правила русского речевого этикета.
Употреблять слова в соответствии с их значением и речевой ситуацией.
Соблюдать лексические нормы.
Соблюдатьосновные произносительные и акцентологические нормы современного
русского литературного языка.
Соблюдать при письме и говорении словообразовательные и морфологические
нормы.
Употреблять слова в соответствии с их значением и речевой ситуацией.
Применять нормы построения сложносочиненных
сложноподчиненных, бессоюзных сложных предложений и сложных предложений
с разными видами связи.
Уметь цитировать и применять разные способы включения цитат в высказывание.
Соблюдать основные нормы построения предложений с прямой и косвенной речью,
при цитировании.
Содержание практического раздела программы
Курс имеет целью развить умения и навыки во всех видах речевой деятельности в
социально-бытовой, социально-культурной и учебной сферах общения. Достижение
этих умений предполагает такую организацию всего процесса обучения, при которой
все виды речевой деятельности (РД) развиваются в комплексе. Основой этой работы
является взаимосвязанное обучение. Основные направления взаимодействия видов:
- аудирование и говорение;
- чтение и говорение;
- аудирование и письмо;
- чтение и письмо; - говорение и письмо.
При взаимосвязанном обучении этим видам РД используется общий языковой
материал, специально подобранные упражнения и определенное временное
соотношение работы над различными видами РД в рамках каждого аудиторного
занятия. Для занятий формулируется единый комплекс целей, предполагающий
формирование лексических, грамматических навыков и речевых умений. Работа
включает такие аспекты речи, как чтение, говорение, аудирование, письмо.

и

Обучение чтению должно быть направлено на формирование умений учащегося:
использовать различные стратегии чтения в зависимости от коммуникативной
установки; - определить тему текста, понять его основную идею;
понять как основную, так и дополнительную информацию, содержащуюся в тексте, с
достаточной полнотой, точностью и глубиной; интерпретировать информацию, изложенную в
тексте, выводы и оценки автора. Вид чтения: чтение с общим охватом содержания, изучающее
чтение, поисковое чтение, просмотровое чтение, чтение с полным пониманием информации.
Тип текста: сообщение, повествование, описание, а также тексты смешанного типа с
элементами рассуждения. Тексты аутентичные (допустима минимальная адаптация) с учетом
лексико-грамматического материала данного уровня. Тематика текста актуальна для
социально-культурной сферы общения, сферы повседневного общения, научно-учебных,
научно-популярных, художественных, публицистических текстов различных функциональносмысловых типов речи. Объем текста: 400 - 800 слов. Количество незнакомых слов: до 5-7%.
Скорость чтения: при изучающем чтении — 25-40 слов в минуту; при чтении с общим
охватом содержания — 60-80 слов в минуту.
Обучение говорению направлено на достижение определенных целей коммуникации в
различных сферах общения с учетом социальных и поведенческих ролей в диалогической и
монологической формах речи. При решении коммуникативных задач учащийся должен уметь
вербально реализовывать не только простые, но и сложные интенции, которые моделируют
собственно коммуникативный процесс, регулируют поведение и взаимодействие
коммуникантов, выражают их оценочные позиции. При решении определенных
коммуникативных задач иностранец должен уметь вербально реализовать следующие
интенции: вступать в коммуникацию, знакомиться с кем-либо, представляться или
представлять другого человека, здороваться, прощаться, обращаться к кому-либо,
благодарить, извиняться, отвечать на благодарность и извинения, поздравлять; инициировать,
поддерживать, изменять тему (направление) беседы; привлекать внимание, просить
повторить, переспрашивать, напоминать, завершать беседу; запрашивать и сообщать
информацию: задавать вопрос или сообщать о факте или событии, лице, предмете, о наличии
или отсутствии лица или предмета, о количестве, качестве, принадлежности предметов; о
действии, времени, месте, причине и цели действия или события; возможности,
необходимости, вероятности, невозможности действия; выражать намерение, желание,
просьбу (требование), пожелание, совет, предложение, приглашение, согласие или несогласие,
отказ, разрешение или запрещение, обещание, неуверенность, сомнение; выражать свое
отношение: давать оценку лицу, предмету, факту, событию, поступку; выражать
предпочтение, осуждение, удивление, сочувствие, сожаление. Школьник-мигрант должен
уметь ориентироваться и реализовывать свои основные коммуникативные намерения в
следующих ситуациях общения: - в административной службе (в школе на уроках, в
дирекции, в офисе и т. - в магазине, киоске, кассе; - на почте; - в банке, в пункте обмена
валюты; - в ресторане, буфете, кафе, столовой; - в библиотеке; - на занятиях; - на улицах
города, в транспорте; - в театре, музее, на экскурсии; - в поликлинике, у врача, в аптеке; - в
ситуации общения по телефону; - в гостинице; - на вокзале, в аэропорту.
Учащийся должен уметь осуществлять речевое общение в устной и письменной формах в
рамках актуальной для данного уровня тематики: Моя семья. Наш дом. 2. Мы живем в России.
3. Система общего образования РФ.
4. Общественные отношения. Обучение монологической речи направлено на выработку
навыков построения связных, логичных высказываний в соответствии с предложенной темой
и коммуникативно-заданной установкой (объем продуцируемого текста: не менее 15 фраз);
построения монологических высказываний репродуктивного типа на основе прочитанного или
прослушанного текста различной формально-смысловой структуры и коммуникативной
направленности (повествование, описание, сообщение, а также тексты смешанного типа с
элементами рассуждения); передачи содержания, основной идеи прочитанного или
прослушанного текста и выражения собственного отношение к фактам, событиям,
изложенным в тексте, действующим лицам и их поступкам. Обучение диалогической речи
направлено на выработку навыка инициирования диалога, выражения своего
коммуникативного намерения в достаточно широком наборе речевых ситуаций, понимания
содержания высказываний собеседника, определять его коммуникативные намерения в
определенных ситуациях.

Обучение аудированию направлено на формирование умений:
понимать на слух информацию, содержащуюся в монологическом высказывании: тему,
главную и дополнительную информацию каждой смысловой части сообщения с достаточной
полнотой и точностью;
понимать на слух основное содержание диалога, коммуникативные намерения его
участников. Обучение письму направлено на формирование умений выстраивать:
письменное монологическое высказывание продуктивного характера н предложенную
тему в соответствии с коммуникативной установкой; - письменное монологическое
высказывание репродуктивного характера, на основе прочитанного или прослушанного текста
в соответствии с коммуникативно-заданной установкой.
Раздел 4. Тематическое планирование
Тематические лексико-грамматические блоки курса (5-6 классы)
№
п/ п

Наименование
разделов и тем
учебного курса

Коли
честв о
часов

Программное
содержание

Результаты
деятельности
обучающихся

Раздел 1. Моя семья. Наш дом.
1.1

Рассказ о себе
(имя, фамилия,
возраст, место
жительства)

4

Знакомство с алфавитом и
письмом. Ударение, слог,
система гласных и
согласных звуков,
соотношение звуков и букв.
Фонетический анализ
слов. Прописные и
строчные буквы.

Диалогическая речь: вести
диалог этикетного
характера: начинать,
поддерживать и
заканчивать разговор (в
том числе разговор
по телефону), поздравлять
с праздником
и
вежливо реагировать на
поздравление, выражать
благодарность,

1.2

1.3

Рассказ о своей
семье (описание
членов семьи,
семейные
традиции,
праздники,
семейный досуг)

Мои увлечения
(любимые
занятия, занятия в
разное время года,
общение с
друзьями)

Имя
существительное как часть
речи.
Грамматическое значение.
Постоянные и
непостоянные признаки.
Особенности
словоизменения.
Глагол как
часть речи.
Грамматическое значение.
Постоянные и
непостоянные признаки.
Неопределенная форма
глагола. Личные
окончания глагола.
Особенности
словоизменения.

4

4

Имя прилагательное
как
часть речи.
Грамматическое
значение.
Постоянные
непостоянные
признаки.
Особенности
словоизменения.
Местоимение
часть речи. Разряды
местоимений.

1.4

Здоровый образ
жизни (спорт,
правильное
питание, режим труда
и отдыха)

Раздел 2. Мы живем в России.

4

Лексическое
значение слова.
Однокоренные слова.
Синонимы,
антонимы. Слова
однозначные и
многозначные. Виды
речевой
деятельности.
Монолог,
диалог,
полилог.

вежливо соглашаться на
предложение и отказываться
от предложения
собеседника; вести диалогпобуждение к действию:
обращаться
с просьбой,
вежливо соглашаться (не
соглашаться) выполнить
просьбу, приглашать
собеседника
к

совместной деятельности, вежливо
соглашаться (не соглашаться) на
предложение собеседника; вести
и

диалог-расспрос:
сообщать фактическую
информацию,
как
отвечая на вопросы
разных
видов;
запрашивать интересующую
информацию.
Монологическая речь:
создавать устные связные
монологические высказываний с
использованием основных
коммуникативных типов речи:
описание
(предмета,
внешности и одежды человека),
в том числе
характеристика (черты
характера реального
человека или литературного
персонажа); повествование
(сообщение); изложение

2.1

Государственные
символы
Российской
Федерации (флаг, герб,
гимн)

4

Орфография как
система
правил
правописания слов и
форм слов. Понятие
«орфограмма».
Безударные гласные
в корне слова.
Непроверяемые
безударные гласные.
Непроизносимые
согласные.

2.2

Географические
особенности и
природа России
(природные
ресурсы и
богатства,
природа, климат)

4

Понятие
текста.
Функциональные
разновидности языка.
Абзацное членение
текста.
Средства связи
предложений и частей
текста: формы слова,
однокоренные слова,
синонимы,
антонимы, личные
местоимения, повтор
слова.

2.3

2.4

Национальные
праздники, традиции
и обычаи РФ

Достопримечатель ности
России и региона
проживания

4

4

(пересказ) основного содержания
прочитанного текста;
краткое
изложение результатов
выполненной

Функциональносмысловые
типы
речи: повествование,
описание, рассуждение.
Смысловой
анализ

проектной работы.
Аудирование:
понимать на слух речь учителя
и одноклассников и
вербальная

текста:
его
композиционных
особенностей, микротем и
абзацев, способов и средств
связи предложений в
тексте, использование
языковых
средств
выразительности
(в
рамках изученного).

(невербальная)
реакция
на
услышанное; понимать
основное
содержание услышанного,
понимать
запрашиваемую
информацию с
использованием
и без
использования
иллюстраций.
Чтение:
читать
с пониманием
основного содержания текста:
определять основную тему и
главные
факты
(события)
в
прочитанном тексте.
Письмо
списывать
текст
и

Корни
с
чередующимися гласными.
Правописание
имен
существительных.

2.5

2.6

2.7

Выдающиеся люди
Российской Федерации
(писатели, поэты)

Национальное
достояние РФ

Россия –
многонациональн ое и
многоконфессион
альное
государство

4

Словосочетание. Простое
предложение.
Грамматическая основа
предложения.
Подлежащее и способы
его выражения.
Сказуемое и способы его
выражения.
Спряжение глагола.

4

Распространенные и
нераспространенные
предложения.
Второстепенные члены
предложения
(определение,
дополнение, обстоятельство)
и способы
их
выражения

4

Раздел 3. Система общего образования РФ.

выписывать из него слова,
словосочетания,
предложения
в
соответствии
с
решаемой коммуникативной
задачей; писать короткие
поздравления с
праздниками, формулировать

Однородные члены
их
предложения,
чи. с
роль
в
ре
Особенности интонации
предложений
однородными членами.
Пунктуационное

тему и главную мысль
прочитанного/просл
ушанного текста,
задавать вопросы и
отвечать на них,
анализировать
содержание исходного
текста,

оформление
с
предложений
и
однородными членами.
Синтаксический анализ
простых сложных
предложений

распознавать основные
признаки
текста, членить текст
на
композиционно- смысловые
части, распознавать
средства связи
предложений
и
частей текста Фонетическая
сторона речи:
различать на слух,

3.1

Идём в школу
(для чего нужно
учиться в школе)

4

Прямое и переносное
значение слова.
Основные
способы
разъяснения значения
слова (по контексту, с
помощью толкового
словаря). Контекстуальная
синонимия.
Правописание ы-и после
приставок. Правописание
ы-и после ц.

3.2

В школе (кто
работает в школе,
школьные
принадлежности,
названия
предметов,
расписание
уроков)

4

Тематические
группы
слов.
Обозначение родовых и
видовых понятий.
Правописание не- с
глаголами. Орфографический
анализ слов (в рамках
изученного).

3.3

Права и
обязанности
обучающегося

2

без
ошибок,
ведущих к сбою в
коммуникации, произносить
слова с соблюдением
правильного ударения и
фразы с соблюдением их
ритмико- интонационных
особенностей, различать
ударные и безударные
гласные, сравнивать
звукобуквенный состав
слова, членить
слова на слоги,
читать вслух небольшие
адаптированные

Роль имени
существительного в речи.
Лексико- грамматические
разряды
имён
существительных по
значению,
имена
существительные
собственные
и нарицательные; имена
существительные
одушевлённые
и

аутентичные тексты,
построенные
на
изученном языковом
материале. Графика,
орфография
и
пунктуация:
правильно писать
изученные слова;
правильно использовать
знаки препинания в
конце предложения,

неодушевлённые.
Типы
склонения имен
существительных.

проводить
орфографический анализ
слов (в рамках
изученного
тематического

3.4

Правила
поведения в
школе (этикет
общения с
учителями и
одноклассниками)

4

Правописание ь на конце
имён
существительных после
шипящих.
Разносклоняемые имена
существительные. Имена
существительные
склоняемые и несклоняемые.

содержания речи),
оперировать понятием
орфограмма,
распознавать орфограммы
в тексте, применять
знания
по
орфографии в практике
правописания.
Лексическая сторона речи:
распознавать и употреблять
в устной
и
письменной речи
лексические единицы,
обслуживающие

Раздел 4. Общественные отношения
4.1

Роль моральных
норм в жизни
общества

4

Фонетическая транскрипция.
Фонетический разбор слов
разных частей речи.
Интонация и её
функции.
Парные
согласные,
особенности
их
правописания.

4.2

Правила
поведения в
общественных
местах (магазин,
улица,
общественный
транспорт и др.)

4

Моделирование
монолога, диалога и
полилога на заданную тему.
Анализ диалогов с точки
зрения их
лексического оформления.
Составление
синонимических
рядов,
подбор
антонимичных пар.

4.3

Учреждения
культуры и
правила
поведения в них

4

Нормы произношения,
нормы
постановки
ударения,
нормы
словоизменения имён
прилагательных.
Сравнительная
и
превосходная
степень
имен

прилагательных.
Правописание степеней
сравнения
имен прилагательных.

ситуации общения в
рамках тематического
содержания речи, с
соблюдением
существующей
в
русском
языке нормы
лексической сочетаемости,
объяснять
лексическое значение
слова, подбирать
синонимы
и
антонимы,
распознавать
однозначные
и
многозначные слова,
различать прямое
и
переносное

значение слова.
Грамматическая сторона
речи:
распознавать и
употреблять в устной
и

4.4

Система
общественного
питания,
этикетные
требования к
посетителям

Грамматическое значение
слова, его отличие
от лексического. Части речи
как
лексикограмматические разряды
слов. Служебные
части речи: предлог,
союз, частица
(общее
представление).

4

письменной речи
изученные
морфологические
формы
и
синтаксические
конструкции
русского
языка
(словосочетание, простое и
сложное предложения).

Тематические лексико-грамматические блоки курса (7-8 классы)
№
п/
п

Наименование
разделов и тем
учебного курса

Коли
честв о
часов

Программное
содержание

Результаты
деятельности
обучающихся

Раздел 1. Моя семья. Наш дом
1.1

1.2

Рассказ о себе
(имя, фамилия,
возраст, место
жительства)

Рассказ о своей семье
(описание
членов семьи,
семейные
традиции,
праздники,
семейный досуг)

4

Знакомство с алфавитом
и письмом. Ударение,
слог, система гласных и
согласных звуков,
соотношение звуков и
букв. Фонетический анализ
слов. Прописные и
строчные буквы.
Виды речевой деятельности.
Монолог,
диалог,
полилог.

4

Имя
существительное как часть
речи.
Грамматическое значение.
Постоянные и
непостоянные признаки.

Диалогическая речь: вести
диалог этикетного характера:
начинать, поддерживать
заканчивать разговор (в том
числе разговор телефону),
поздравлять с
праздником вежливо
реагировать на поздравление,
выражать благодарность,
вежливо соглашаться на
предложение и отказываться
от предложения

Особенности
словоизменения. Глагол как
часть речи. Грамматическое
значение. Постоянные и
непостоянные
признаки. Неопределенная
форма
глагола.
Личные окончания глагола.
Особенности
словоизменения.

1.3

1.4

Мои увлечения
(любимые
занятия, занятия в
разное время года,
общение с друзьями)

Здоровый образ
жизни (спорт,
правильное
питание, режим труда и
отдыха)

Имя прилагательное как
часть речи.
Грамматическое значение.
Постоянные и
непостоянные признаки.
Особенности
словоизменения.
Местоимение
как
часть речи. Разряды
местоимений.

4

собеседника; вести диалогпобуждение к действию:
обращаться
с просьбой,
вежливо соглашаться
(не соглашаться) выполнить
просьбу, приглашать
собеседника к
совместной деятельности,
вежливо соглашаться (не
соглашаться) на предложение
собеседника; вести диалограсспрос:
сообщать фактическую
информацию,
отвечая на вопросы
разных
видов;
запрашивать интересующую

4

Лексическое значение
слова. Однокоренные
слова. Синонимы,
антонимы.
Слова
однозначные и
многозначные. Имя
числительное как
часть
речи. Склонение
числительных.

4

Орфография как система
правил правописания
слов и форм слов. Понятие
«орфограмма».
Безударные гласные в
корне слова.
Непроверяемые
безударные гласные.
Непроизносимые
согласные.

Раздел 2. Мы живем в России.
2.1

Государственные
символы
Российской
Федерации (флаг, герб,
гимн)

информацию.
Монологическая речь:
создавать устные связные
монологические
высказываний с
использованием
основных
коммуникативных типов
речи: описание
(предмета,
внешности
и
одежды человека), в том
числе
характеристика
(черты характера реального
человека или литературного
персонажа); повествование

2.2

Географические
особенности и
природа России
(природные
ресурсы и богатства,
природа, климат)

2.3

Национальные
праздники, традиции и
обычаи РФ

6

Понятие
текста.
Функциональные
разновидности языка.
Абзацное членение текста.
Средства связи
предложений и частей
текста: формы слова,
однокоренные слова,
синонимы,
антонимы, личные
местоимения, повтор
слова. Особенности
содержания и построения
текста- рассуждения.
Рассуждениедоказательство,
рассуждение- объяснение,
рассуждение- размышление.

4

Функциональносмысловые
типы
речи: повествование, описание,
рассуждение.
Смысловой анализ текста:
его композиционных
особенностей, микротем и
абзацев, способов и средств
связи предложений в тексте,
использование языковых
средств
выразительности
(в
рамках изученного).

2.4

Достопримечательности
России и региона
проживания

4

Корни
с чередующимися
гласными.
Правописание
имен
существительных.

2.5

Выдающиеся люди
Российской

4

Словосочетание. Простое

(сообщение); изложение
(пересказ) основного
содержания
прочитанного текста;
краткое
изложение результатов
выполненной проектной
работы; писать сочинение.
Аудирование: понимать на
слух речь учителя и
одноклассников и
вербальная
(невербальная)
реакция
на
услышанное; понимать
основное

содержание услышанного,
понимать
запрашиваемую
информацию с
использованием
и без
использования
иллюстраций.
Чтение:
читать
с
пониманием основного
содержания текста:
определять основную
тему и
главные
факты
(события)
в
прочитанном
тексте. Письмо
списывать
текст
и
выписывать из него слова,
словосочетания,
предложения
в

Федерации (писатели,
поэты)

2.6

2.7

Национальное
достояние РФ

Россия –
многонациональное и
многоконфессиональное
государство

предложение. Грамматическая
основа предложения.
Подлежащее и способы его
выражения.
Сказуемое и способы его
выражения.
Спряжение глагола.

4

4

Раздел 3. Система общего образования РФ.
3.1

Идём в школу (для
чего нужно учиться в
школе)

4

Распространенные и
нераспространенные
предложения.
Второстепенные члены
предложения
(определение,
дополнение, обстоятельство)
и способы
их
выражения.

соответствии
с
решаемой
коммуникативной
задачей; писать
короткие поздравления с
праздниками,
формулировать тему и
главную мысль
прочитанного/прослушанн
ого текста, задавать
вопросы и отвечать на
них, анализировать
содержание исходного
текста, распознавать
основные признаки

Однородные члены
текста, членить текст
на
предложения,
композиционнороль
в
ре
Особенности интонации
смысловые части,
предложений
распознавать средства
однородными членами.
связи предложений
Пунктуационное оформление
и
предложений однородными
частей текста
членами. Синтаксический
Фонетическая сторона
анализ
простых
речи:
сложных предложений.
различать на слух,
без
ошибок,
ведущих к сбою в
коммуникации,
произносить слова с
соблюдением правильного
Прямое и переносное
ударения и фразы с
значение слова. Основные
соблюдением их ритмикоспособы
интонационных
разъяснения значения
особенностей, различать
слова (по контексту, с
ударные и безударные
помощью толкового
гласные, сравнивать
словаря).
звукобуквенный состав
Контекстуальная
слова,
синонимия.
Правописание ы-и после
приставок. Правописание
ы-и после ц.

членить слова на слоги,
читать вслух
небольшие
адаптированные
аутентичные тексты,

3.2

В школе (кто
работает в школе,
школьные
принадлежности,
названия
предметов,
расписание уроков)

4

Тематические
группы
слов.
Обозначение родовых и
видовых понятий.
Правописание не- с
глаголами.
Орфографический анализ
слов (в рамках изученного).

построенные на
изученном языковом
материале. Графика,
орфография
и
пунктуация:
правильно писать
изученные слова;
правильно использовать
знаки

препинания в конце
предложения, проводить
орфографический анализ
слов (в рамках
изученного
тематического
содержания речи),
оперировать понятием
орфограмма,
распознавать орфограммы
в тексте,
применять знания
по орфографии
в практике
правописания.
Лексическая сторона речи:
распознавать и
употреблять в устной и
письменной речи
лексические единицы,
обслуживающие ситуации
общения в рамках
тематического содержания
речи, с

3.3

Права и
обязанности
обучающегося

6

Роль имени
существительного в речи.
Лексико- грамматические
разряды имён
существительных по
значению, имена
существительные
собственные и
нарицательные; имена
существительные
одушевлённые и
неодушевлённые. Типы
склонения имен
существительных.
Правописание ь на конце
имён существительных
после шипящих.
Разносклоняемые имена
существительные. Имена
существительные
склоняемые и
несклоняемые.

3.4

Правила
поведения в
школе (этикет

10

Причастие как особая
форма глагола. Признаки

общения с
учителями и
одноклассниками)

глагола
и
прилагательного
в
причастии. Синтаксические
функции причастия, роль в
речи.
Причастный оборот.
Понятие о
деепричастии.
Деепричастие
как
особая
форма
глагола. Признаки глагола
и наречия в деепричастии.
Синтаксическая функция
деепричастия, роль в
речи.
Деепричастный оборот.

Раздел 4. Общественные отношения.
4.1

Роль моральных
норм в жизни
общества

6

Действительные
и
страдательные
причастия. Полные и
краткие
формы
страдательных причастий.
Причастия
настоящего и
прошедшего времени.

4.2

Правила
поведения в
общественных
местах (магазин,
улица,
общественный
транспорт и др.)

8

Моделирование
монолога, диалога и
полилога на заданную тему.
Анализ диалогов с точки
зрения их
лексического оформления.
Составление
синонимических
рядов,
подбор
антонимичных пар.
Фонетическая транскрипция.
Фонетический разбор

слов разных частей речи.
Интонация и её
функции.
Парные
согласные,
особенности
их
правописания.

соблюдением
существующей
в
русском
языке нормы
лексической сочетаемости,
объяснять
лексическое значение
слова, подбирать
синонимы
и
антонимы,
распознавать
однозначные
и
многозначные слова,
различать прямое
и переносное
значение слова.
Грамматическая сторона
речи:
распознавать и
употреблять в устной
и
письменной речи
изученные
морфологические
формы
и
синтаксические
конструкции
русского
языка
(словосочетание, простое и
сложное предложения);
правильно
употреблять
в
устной
и письменной
речи имена
существительные,
прилагательные,
местоимения,
числительные, глаголы,
причастия, деепричастия,
предлоги,
союзы,
частицы.

4.3

4.4

Учреждения
культуры и
правила
поведения в них

Система
общественного
питания,
этикетные
требования к
посетителям

8

Нормы произношения,
нормы
постановки
ударения,
нормы
словоизменения имён
прилагательных.
Сравнительная
и
превосходная
степень
имен
прилагательных.
Правописание степеней
сравнения имен
прилагательных
Грамматическое
значение слова, его отличие
от лексического. Части
речи как
лексикограмматические разряды
слов.
Служебные части речи:
предлог, союз, частица.

4

Сочинение
как
развернутое
монологическое
высказывание. Написание
сочинений. Сочинениерассуждение.

Тематические лексико-грамматические блоки курса (9-11 классы)
№
п/ п

Наименование
разделов и тем
учебного курса

Количество
часов

Программное
содержание

Результаты
деятельности
обучающихся

Раздел 1. Моя семья. Наш дом.
1.1

Рассказ о себе
(имя, фамилия,
возраст, место
жительства)

4

Знакомство

с

алфавитом и письмом.
Ударение, слог, система
гласных и согласных звуков,
соотношение звуков и букв.
Фонетический анализ слов.
Прописные и строчные
буквы.
Виды речевой деятельности.
Монолог,
диалог, полилог.

Диалогическая речь:
вести диалог этикетного
характера: начинать,
поддерживать и
заканчивать разговор (в
том числе разговор по
телефону), поздравлять
с праздником и
вежливо реагировать
на
поздравление, выражать
благодарность,
вежливо соглашаться
на

1.2

1.3

Рассказ о своей семье
(описание
членов семьи,
семейные
традиции,
праздники,
семейный досуг)

Мои увлечения
(любимые
занятия, занятия в
разное время года,
общение с друзьями)

4

Имя
существительное как часть
речи.
Грамматическое значение.
Постоянные и
непостоянные признаки.
Особенности
словоизменения.
Глагол
как
часть
речи.
Грамматическое значение.
Постоянные и непостоянные
признаки.
Неопределенная форма
глагола. Личные
окончания глагола.
Особенности
словоизменения.

4

Имя прилагательное как
часть речи.
Грамматическое значение.
Постоянные и
непостоянные признаки.
Особенности
словоизменения.
Местоимение
как
часть речи. Разряды

предложение и
отказываться от
предложения собеседника;
вести диалог-побуждение к
действию:
обращаться
с просьбой,
вежливо соглашаться
(не соглашаться)
выполнить просьбу,
приглашать собеседника
к
совместной деятельности,
вежливо соглашаться (не
соглашаться) на
предложение собеседника;
вести диалог-расспрос:
сообщать фактическую
информацию, отвечая на
вопросы разных
видов; запрашивать
интересующую
информацию.

местоимений.

1.4

Здоровый образ
жизни (спорт,
правильное
питание, режим труда и
отдыха)

4

Лексическое значение
слова. Однокоренные
слова.
Синонимы,
антонимы. Слова
однозначные и
многозначные. Имя
числительное как
часть
речи. Склонение
числительных.

4

Орфография как система
правил правописания
слов и форм слов. Понятие
«орфограмма».
Безударные гласные в
корне слова.
Непроверяемые
безударные гласные.
Непроизносимые
согласные.

Раздел 2. Мы живем в России.
2.1

Государственные
символы
Российской
Федерации (флаг, герб,
гимн)

Монологическая речь:
создавать устные связные
монологические
высказываний с
использованием
основных
коммуникативных типов
речи: описание
(предмета,
внешности и одежды
человека), в том
числе
характеристика (черты
характера реального
человека или литературного
персонажа);
повествование
(сообщение); изложение
(пересказ) основного
содержания прочитанного
текста;
краткое
изложение результатов
выполненной проектной
работы; писать сочинение.
Аудирование: понимать на
слух речь учителя и
одноклассников и
вербальная
(невербальная)
реакция
на
услышанное; понимать
основное
содержание услышанного,
понимать запрашиваемую

2.2

Географические
особенности и
природа России
(природные
ресурсы и богатства,
природа, климат)

6

Понятие
текста.
Функциональные
разновидности языка.
Абзацное членение текста.
Средства связи
предложений и частей
текста: формы слова,
однокоренные слова,
синонимы,
антонимы, личные
местоимения, повтор
слова. Особенности
содержания
и
построения текстарассуждения. Рассуждениедоказательство,
рассуждение- объяснение,
рассуждение- размышление.

2.3

Национальные

4

Функционально-

праздники,
традиции и обычаи
РФ

2.4

Достопримечател ьности
России и региона
проживания

смысловые
типы
речи: повествование,
описание, рассуждение.
Смысловой анализ текста:
его композиционных
особенностей, микротем и
абзацев, способов и средств
связи предложений в
тексте, использование
языковых
средств
выразительности
(в
рамках изученного).

4

Корни
с
чередующимися гласными.
Правописание
имен
существительных.

информацию с
использованием
и без
использования
иллюстраций.
Чтение:
читать
с
пониманием основного
содержания текста:
определять основную тему
и
главные
факты
(события)
в
прочитанном тексте.
Письмо
списывать
текст
и
выписывать из него слова,
словосочетания,
предложения в
соответствии с
решаемой
коммуникативной
задачей; писать
короткие поздравления с
праздниками,
формулировать тему и
главную мысль

2.5

2.6

Выдающиеся люди
Российской Федерации
(писатели, поэты)

Национальное
достояние РФ

4

Словосочетание. Простое
предложение.
Грамматическая основа
предложения.
Подлежащее и способы
его выражения.
Сказуемое и способы его
выражения.
Спряжение глагола.

8

Распространенные и
нераспространенные
предложения.
Второстепенные члены
предложения
(определение,
дополнение, обстоятельство)
и способы
их
выражения.
Постановка знаков
препинания в
предложениях с
обособленными

членами (обособленное
определение, дополнение,
обстоятельство).

прочитанного/просл
ушанного текста,
задавать вопросы и
отвечать на них,
анализировать
содержание исходного
текста, распознавать
основные признаки
текста,
членить
текст на композиционносмысловые части,
распознавать средства
связи

предложений
и
частей текста
Фонетическая сторона
речи:
различать на слух,
без
ошибок,
ведущих к сбою в
коммуникации,
произносить слова с
соблюдением правильного
ударения и фразы с
соблюдением их ритмикоинтонационных
особенностей, различать
ударные и безударные
гласные, сравнивать
звукобуквенный состав
слова,
членить
слова на
слоги, читать вслух
небольшие адаптированные
аутентичные тексты,

2.7

Россия –
многонациональное и
многоконфессиональное
государство

8

Сложное предложение:
сложносочиненное,
сложноподчиненное,
бессоюзное.
Однородные члены
предложения, их
роль
в
речи
Особенности интонации
предложений с
однородными членами.
Пунктуационное оформление
предложений с однородными
членами. Синтаксический
анализ простых и сложных
предложений

построенные
на
изученном языковом
материале. Графика,
орфография
и
пунктуация:
правильно писать
изученные слова;
правильно использовать
знаки препинания в
конце предложения,
проводить
орфографический анализ
слов (в рамках
изученного
тематического
содержания речи),
оперировать понятием

Раздел 3. Система общего образования РФ.
3.1

Идём в школу (для
чего нужно учиться в
школе)

4

Прямое и переносное
значение слова. Основные
способы
разъяснения значения
слова (по контексту, с
помощью толкового
словаря). Контекстуальная
синонимия.
Правописание ы-и после
приставок. Правописание
ы-и после ц.

3.2

В школе (кто
работает в школе,
школьные
принадлежности,

4

Тематические
группы
слов.
Обозначение родовых и
видовых

названия
предметов,
расписание уроков)

понятий.
Правописание не- с
глаголами.
Орфографический анализ
слов (в рамках изученного).

орфограмма,
распознавать
орфограммы в тексте,
применять знания
по
орфографии в практике

3.3

Права и
обязанности
обучающегося

6

3.4

Правила
поведения в
школе (этикет
общения с
учителями и
одноклассниками)

10

Роль имени
существительного в речи.
Лексико- грамматические
разряды имён
существительных по
значению, имена
существительные
собственные и
нарицательные; имена
существительные
одушевлённые и
неодушевлённые. Типы
склонения имен
существительных.
Правописание ь на конце
имён существительных
после шипящих.
Разносклоняемые имена
существительные. Имена
существительные
склоняемые и
несклоняемые.

Причастие как особая
форма глагола. Признаки
глагола и
прилагательного в
причастии.
Синтаксические
функции причастия,
роль в речи. Причастный
оборот.
Понятие
о деепричастии.
Деепричастие
как

правописания.
Лексическая сторона речи:
распознавать и
употреблять в устной
и письменной речи
лексические единицы,
обслуживающие ситуации
общения в рамках
тематического содержания
речи, с соблюдением
существующей
в
русском
языке
нормы лексической
сочетаемости, объяснять
лексическое значение
слова, подбирать
синонимы
и
антонимы,
распознавать
однозначные
и
многозначные слова,
различать прямое
и переносное
значение слова.
Грамматическая сторона
речи:
распознавать и употреблять
в устной
и
письменной речи
изученные

особая
форма глагола.
Признаки глагола и
наречия в деепричастии.
Синтаксическая функция
деепричастия, роль в
речи.
Деепричастный оборот.

Раздел 4. Общественные отношения.
4.1

4.2

4.3

Роль моральных
норм в жизни
общества

Правила поведения
в
общественных
местах (магазин, улица,
общественный
транспорт и др.)

Учреждения

8

8

8

Действительные и
страдательные
причастия. Полные и
краткие
формы
страдательных причастий.
Причастия настоящего и
прошедшего времени.
Правописание причастий и
деепричастий.
Моделирование
монолога, диалога и
полилога на заданную тему.
Анализ диалогов с точки
зрения их
лексического оформления.
Составление
синонимических
рядов,
подбор
антонимичных пар.
Фонетическая транскрипция.
Фонетический разбор слов
разных частей речи.
Интонация и её
функции.
Парные
согласные,
особенности
их
правописания.

Нормы

морфологические
формы
и
синтаксические
конструкции
русского
языка
(словосочетание, простое и
сложное предложения);
правильно
употреблять
в
устной
и письменной
речи имена
существительные,
прилагательные,
местоимения,
числительные, глаголы,
причастия,
деепричастия, предлоги,
союзы, частицы.

культуры и
правила
поведения в них

4.4

Система
общественного
питания,
этикетные
требования к
посетителям

произношения, нормы
постановки ударения,
нормы
словоизменения имён
прилагательных.
Сравнительная
и
превосходная
степень
имен
прилагательных.
Правописание степеней
сравнения имен
прилагательных
Грамматическое
значение слова, его отличие
от лексического. Части
речи как
лексикограмматические разряды
слов. Служебные
части речи: предлог,
союз, частица.

6

Сочинение
как
развернутое монологическое
высказывание. Написание
сочинений. Сочинениерассуждение.

Раздел 5. Виды контроля реализации программы
В процессе реализации программы предусмотрено два вида контроля:
текущий и итоговый.
Текущий контроль за освоением курса осуществляется на каждом занятии и
выражается в качественной оценке: высокий уровень, оптимальный (базовый) уровень,
низкий уровень.
В случае констатации низкого уровня, ребенку назначаются дополнительные занятия,
которые может проводить логопед или учитель- предметник в зависимости от имеющихся
у ребенка сложностей в общении и воспроизведении информации. Не рекомендуется
использовать балльную систему оценивания.
Речевая деятельность оценивается по ее видам:
говорение;
• слушание (аудирование);
• чтение;
письмо.
Итоговый контроль направлен на проверку результатов обучения и проводится в форме
тестирования на знание русского языка: Приказ Федеральной службы по надзору в сфере
образования и науки от 05.03.2025 N 510 «Об определении минимального количества
баллов, подтверждающего успешное прохождение иностранными гражданами и лицами
без гражданства тестирования на знание русского языка, достаточное для освоения
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 марта 2025 г., регистрационный №
81 551).

Раздел 6. Организационно-педагогические условия реализации
программы
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы Основная
литература
1. Демонстрационный вариант диагностических материалов для
проведения тестирования на знание русского языка иностранных граждан и лиц
без гражданства (5-11 классы). Режим доступа: http://www.fipi.ru/

2. Спецификация

диагностических
материалов
для
проведения
тестирования на знание русского языка иностранных граждан и лиц без
гражданства (5-11 классы). Режим доступа: http://www.fipi.ru/
Дополнительная литература
1. Акишина, А.А., Каган, О.Е. Учимся учить: Для преподавателя русского
языка как иностранного. – М.: Русский язык. Курсы, 2024. – 256 с.

2. Аникина, М.Н. В Россию с любовью. Начинаем изучать русский. Учебное
пособие по русскому языку. – М.: Дрофа, 2021. – 142 с.

3. Битехтина, Н.Б., Горбаневская, Г.В. и др. Методическая мастерская.
Образцы уроков по русскому языку как иностранному. – М.: Русский язык. Курсы,
2022. – 176 с.

4. Крючкова, Л.С. и др. Говорим по-русски без переводчика:
интенсивный курс по развитию навыков устной речи. – М.: Флинта, 2022. – 176 с.

5. Кондрашова, Н.В., Кокошникова, Н.А. Русский язык как иностранный.
Разговорные темы: Учебное пособие. – СПб: Университет ИТМО, 2022. – 61 с.
6. Лазарева О. А. Я сдаю тест ТРКИ–TORFL: Практические рекомендации для
подготовки к сдаче теста по русскому языку как иностранному. – СПб.: МИРС, 2024. –
85 с.

7. Мартынова, О.Н. Русский язык как иностранный. Элементарный уровень:
учебное пособие / О.Н. Мартынова. – Самара: Издательство Самарского университета,
2023. – 76 с.
8. Щукин, А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного. –
М.: Высшая школа, 2021. – 334 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Положение о родительском контроле

Протокол проверки организации в школьной столовой горячего питания для обучающихся от 27.09.2022

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».